четверг, 6 ноября 2008 г.

Pегистрации права собственности МО на земельный участок






From: http://docs.google.com/Doc?id=dcqsf72d_126gq85kmgb



06.11.08 Как вернуть общее имущество





From: http://www.azbuka.ru/press_room/news_low/3072/ 



16.04.08 Оформление права собственности на общее имущество в многоквартирном доме



ВОПРОС: Как оформляется право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме (земля коммуникации).



ОТВЕТ: Оформление права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, т.е. государственная регистрация права собственности на указанное имущество, производится Управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве (УФРС) при предоставлении следующих документов:

1- Заявления о гос.регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости. Указанные заявления могут представлять собственники помещений в многоквартирном доме либо представители собственников помещений в многоквартирном доме при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей или на основании решения общего собрания собственников.

Если решением общего собрания членов товарищества собственников жилья (ТСЖ) председателю или члену правления ТСЖ поручено представлять интересы членов ТСЖ при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости, то для подтверждения полномочий указанные лица предоставляют устав ТСЖ (подлинник или нотариально удостоверенную копию), документ об избрании лица председателем или членом правления ТСЖ, соответствующий протокол общего собрания членов ТСЖ (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

2- Документы о формировании Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (ДЗР) земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иная входящая в состав такого дома недвижимость (если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ, т.е. после 01 марта 2005 г.);



В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные объекты недвижимости, не сформирован до 01 марта 2005 г., созывается общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором принимается решение о формировании земельного участка (ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»). Лицо, уполномоченное общим собранием, обращается сначала в префектуру округа, а затем в ДЗР с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, решением общего собрания о формировании земельного участка и иными документами, на основании которых ДЗР формирует и утверждает проект границ земельного участка, обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготавливает кадастровый план земельного участка.

3- Планы объектов недвижимости, в т.ч. кадастровый план земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, который вправе получить любой из собственников помещений в этом доме в органах БТИ.







Представление кадастрового плана земельного участка и документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, не требуется, если эти план и документ ранее уже представлялись на гос. регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости и были помещены в соответствующее дело правоустанавливающих документов.





4- Решение общего собрания собственников о размере долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме. В решении общего собрания также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме. Представление решения общего собрания о размерах долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не требуется, если он ранее уже представлялся на гос. регистрацию права общей долевой собственности.







Повторное предоставление указанного документа необходимо в случае изменения размера долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (например, в результате реконструкции многоквартирного дома).



Свидетельства о гос.регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости в многоквартирном доме собственникам помещений в таком доме не выдаются. Сведения о гос.регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в свидетельство описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него (Инструкция об особенностях внесения записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним при гос.регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утв. приказом Минюста РФ от 14.02.2007 г. № 29).



Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе выделять в натуре свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество отдельно от права собственности на свое помещение. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение (ст.37 ЖК РФ).



После гос.регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости в многоквартирном доме для граждан, приобретающих жилые или нежилые помещения в этом доме (например по договору купли-продажи), гос.регистрация возникновения права собственности на приобретаемое помещение одновременно является гос.регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ст.23. Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).







<ASI.Оформление права собственности на общее имущество(OOoWriter)~751.5965>















Как заставить ДЕЗы отдать жителям их общее имущество

From: http://ikd.ru/node/4916







Известно, что местные власти и подконтрольные им ДЕЗы всячески стараются профанировать право жителей на общедолевое имущество в доме и продолжают настаивать, что жители являются собственниками только приватизированных ими квартир, а остальным имуществом (включая подвалы, которые можно сдать в аренду, крыши, где можно установить анетнну сотовой связи или внешние стены, которые можно продать под рекламу), они  хотят распоряжаться бесконтрольно.



Способы борьбы с этим известны и включают в себя как юридические так и "политические" (митинги, пикеты) способы. Как один из вариантов публикуем составленный юристом хитрый план действий собственников жилья по защите права собственности на общее домовое имущество, "по созданию условий невозможности для ДЕЗов и Управ принудить частных собственников жилья к заключению Договоров управления общим домовым имуществом".



1.    Заполнить,  приложить  ксерокопии  свидетельств  о регистрации  права собственности на квартиры, подписать пяти-шести  собственникам квартир в доме  пять  экземпляров  подлинников заявления  (смотри Приложение 1) префекту,  главе управы  и директору ДЕЗа,  а затем зарегистрировать три экземпляра в префектуре, в управе, в ДЕЗе (один экземпляр - для штампов, второй - для приобщения к будущей жалобе прокурору).



2.    Одному   из   собственников   квартиры   в  доме   подать   в   Московскую регистрационную палату (Мосрегистрация) заявление о выдаче Выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество с информацией, внесены ли в этот реестр сведения о зарегистрированном праве собственников квартир дома   ___    корп____ по ул.    г, Москвы общей долевой собственности    на   общее   внутридомовое,   придомовое   имущество   и   на придомовой земельный участок.



3.    После  получения   из  префектуры,  управы  и  ДЕЗа,  а  также  из Мосрегистрации ответов на поданные заявления (см. п.п. 1,2) о том, что заявители не приобрели прав общих собственников домового имущества и придомового земельного участка - направить текст Уведомления в те же префектуру, управу и в ДЕЗ.



3.1.         Этими Уведомлениями известить префектуру, управу и в ДЕЗ о том, что согласно   полученных   и   приложенных   к   Уведомлениям   копий   ответов   на заявления (п.п. 1, 2) все собственники квартир в Вашем доме:



а)            не  приобрели    прав    общих   собственников  домового  имущества  и придомового земельного участка;



б)            не вправе заключать с какой-либо управляющей организацией договора на обслуживание  общего  домового  имущества,  собственниками     которого собственники квартир не являются.   



3.2.         Такими   Уведомлениями   мы   поставим   префектуру,   управу   и  ДЕЗ   в безвыходное положение:



а) с 1.01.08г. они не смогут законным порядком заставить нас заключить договора на обслуживание общего домового имущества, а, значит, не смогут реализовать их планы



- по рейдерскому захвату общего нашего домового имущества;



- по искусственному созданию долгов за его обслуживание по договорам;



-   по выселению нас в общежития из собственных наших квартир заведомо незаконными судебными решениями.



4.     Последним   шагом  -  направить     модельную  Жалобу  в  прокуратуру  с просьбой осуществить надзор за законностью действий префектур, управ и ДЕЗов, восстановить нарушенное их ответами на наше заявление (п. 1) наше право общей долевой собственности на домовое имущество, на придомовой земельный участок, которое бесспорно доказывается:



а)            ст. 24 Закона РСФСФ от 4.07.91г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - «Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с  обслуживанием  и ремонтом  инженерного оборудования,  мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме»;     



б)            п. 10.4 Письмо от 14 июня 1996 г. N 1-16/1240 Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «О методических рекомендациях по кадастровой оценке   земли»   -   «При   выполнении   земельно   -   оценочных   работ   не рассматриваются как объекты недвижимости квартира в многоэтажном доме, пристроенные   сооружения   без   земельной   доли   придомового   земельного участка»;



в)            ст. 23 ч. 2 ФЗ РФ от 21.07.97г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав   на   недвижимое   имущество   и   сделок   с   ним» - «Государственная регистрация   возникновения,   перехода,   ограничения   (обременения)   или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного    с    ним    права    общей    долевой    собственности    на    общее имущество»;



г)             ст.  17 ч.  1 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество   и   сделок   с   ним»   -   «Основаниями   для    государственной регистрации  наличия  прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти» (то есть Законы, «акты»);



д)            ст. 36 ч. 1 ЖК РФ - «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой  собственности  помещения  в данном доме,    не    являющиеся    частями    квартир,    а   также    иное    оборудование находящееся   в  данном  доме,   земельный   участок,   на   котором  расположен данный дом, с элементами озеленения и  благоустройства»;



е)            ст. 16 ч. 1 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» - «В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дoм и  иные входящие  в состав такого дома объекты  недвижимого имущества является    общей    долевой    собственностью  собственников    помещений».             



Ю. Падалко, ИГ «Таганка-3»





Приложение 1



Префекту             АО г. Москвы,



 



Главе Управы «_________»



 



Директору ДЕЗ



От собственника кв.   Адрес ____________________________________________.



ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО СОБСТВЕННИКОВ ЗАКЛЮЧИТЬ ПРЯМОЙ ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРИСТРОЯ К ДОМУ



Мы  являемся  частными   собственниками   квартир  в  многоквартирном доме, ____________________________ г.    Москвы



(ксерокопии Свидетельств о государственной регистрации прав собственности на жилье - прилагаются).



Государственным приемосдаточным Актом наш дом был сдан в эксплуатацию __ лет назад.



По проекту строительства дома неделимой его частью являются:



-  нежилое помещение, одноэтажный пристрой к дому, а также межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические   этажи,   чердаки,   подвалы,    в   которых   имеются   инженерные коммуникации;



-  оборудование (технические подвалы),  обслуживающее более одного помещения в  доме, а также   крыши,  ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;



 - земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на земельном участке.



Целевое назначение пристроя и иных нежилых помещений дома - их использование всеми жильцами для общих нужд, для содержания дома.



Нам стало известно, что руководство ДЕЗ «___» (которое не является собственником общего имущества в нашем доме) передало пристрой к нашему дому, а также подвальные и иные нежилые помещения в аренду.



Мы не намерены напоминать об обязанности органов власти Москвы осуществлять власть на основе закона для обеспечения прав граждан.



Мы напоминаем Префекту, Главе Управы и Директору ДЕЗ следующие факты:



а)            общая площадь площадей, находящихся в частной собственности в нашем доме превышает 51% от общей площади всех имеющихся жилых и нежилых помещений;



б)            частные собственники квартир наделены правом общей долевой (без права выдела) собственности на все внутридомовое оборудование, на все нежилые помещения   в  доме,  а  также  на  пристрой  к  нему  и  на  весь  придомовой земельный участок, что доказывается



ст. 24 Закона РСФСФ от 4.07.91г. N 1541-1  «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - «Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных  с  обслуживанием  и  ремонтом  инженерного  оборудования,  мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме»;



ст. 36 ч. 1 ЖК РФ - «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме,    не    являющиеся    частями    квартир,    а   также    иное   оборудование, находящееся   в данном  доме,  земельный  участок,  на  котором  расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства»;



ст. 16 ч. 1 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» - «В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и  иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,является    общей    долевой    собственностью    собственников    помещений    в многоквартирном доме»;



в)            частные собственники квартир являются собственниками подлинников технической документации на наш дом, а также подлинников иных документов, связанных с управлением домом, а именно:



-              Инвентарного   дела   на   дом   с   Актом   его   государственной   приемки   в эксплуатацию, со всеми Техническими паспортами к нему со дня сдачи дома в эксплуатацию, а также с Экспликацией придомового земельного участка;



-              Землеустроительного дела на придомовой земельный участок с Кадастровым планом участка и с присвоенным ему учетным номером;



г)             в соответствии со ст. 36 ч. 4 Жилищного кодекса РФ («По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам») - только частные собственники квартир нашего дома (а не органы власти и не обслуживающая наш дом организация) вправе принимать решения и на их основании заключать Договора о целях, условиях и порядке использования своего имущества по правилам Гражданского кодекса РФ в части:



-              ст. 209 ч.  1 - «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»;



ст.   246   ч.    1    -   «Распоряжение   имуществом,   находящимся   в   долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников»;



ст. 421   ч.   1  - «Граждане и  юридические лица свободны  в заключении договора»;



ст.   1   ч.   1  - «Гражданское законодательство основывается  на признании неприкосновенности     собственности,    свободы    договора,     недопустимости произвольного   вмешательства   кого-либо   в   частные   дела,   необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав».



На основании вышеизложенного, а также во исполнение обязанности органов государственной власти г. Москвы по ст. 7 ч. 1 Устава Москвы



(«Государственная власть осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти - обеспечение прав граждан»)



ПРОСИМ:



по истечении месяца после регистрации данного заявления обеспечить условия:



для расторжения ничтожных (ст.  169 Гражданского кодекса) договоров аренды на нежилые помещения нашего дома, заключенных не собственником и при отсутствии решения общего собрания собственников;



для передачи такого имущества собственников жилья , как подлинники  технической документации, иных документов, связанных с управлением нашим домом,    одному    из    общих    собственников    нежилых    помещений    дома_____________________    (либо его представителю по Доверенности) - под росписи сторон в приемо-сдаточном Акте и в Описи передаваемых документов (с указанием наименования каждого передаваемого документа и количества его листов);



3.       для реализации нашего права общих собственников имущества дома:



а)            самостоятельно определять цели использования общего домового имущества решением общего собрания собственников жилья;



б)            создать  конкурсную  комиссию,  утвердить  Положение  о  ней  и  объявить публичный конкурс на право аренды нежилых помещений в нашем доме на условиях, утвержденных решением собрания собственников имущества дома;



в)            на основании Решения конкурсной комиссии и Положения о ней  заключить договора аренды  нежилых помещений дома с  организациями победителями в конкурсе;



определить   цели   и   направления,   объемы   и   условия   аккумуляции   и расходования  получаемых арендных сумм  в  интересах  всех собственников общего имущества нашего дома.



Приложения - копии Свидетельств о государственной регистрации прав собственности заявителей на жилые квартиры на    ____   листах.



 



№ п/п     фамилия, имя, отчество полностью            роспись



Ссылки по теме:



Возврат общего имущества и дохода от его использования в распоряжение собственников помещений



Новый виток реформы жилищного управления













Приложенние:



Регистрации права собственности МО на земельный участок









Суд отказал ОАО в признании недействительной регистрации права собственности МО на земельный участок, поскольку последний занят зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в муниципальной собственности, а факт принадлежности участка ОАО, являющемуся правопреемником муниципального предприятия, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое производно от права собственности, не может служить основанием для признания недействительной регистрации права муниципальной собственности на названный объект.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 25.09.2008 по делу N А52-4922/2007









Правомерная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок



ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 25.09.2008 по делу N А52-4922/2007





















Суд отказал ОАО в признании недействительной регистрации права собственности МО на земельный участок, поскольку последний занят зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в муниципальной собственности, а факт принадлежности участка ОАО, являющемуся правопреемником муниципального предприятия, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое производно от права собственности, не может служить основанием для признания недействительной регистрации права муниципальной собственности на названный объект.









Текст правового акта



Источник публикации: КонсультантАрбитраж: ФАС Северо-Западного округа



Еще постановления по теме: Применение гражданского законодательства



Ссылка на документ: отправить другу



Графический образ правового акта



Получить код ссылки на эту страницу



Адрес и телефон · Москва Юридически дом "ЛИГА-РУСЬ"



Регистрация фирм ООО,ЗАО,ОАО,операции с недвижимостью, БТИ, перепланировка



Адрес и телефон · www.urligarus.ru · Москва









Обсуждение документа на форуме:



For V.Pozdnyakov by VIPTSJ@mail.ru from V.Bulygin from gmo_lom23@mail.ru



Как надо забирать "взад" (в муниципальную собственность перед передачей общей собственности с новыми планами БТИ новым управляющим компаниям) участки газона, захваченные собственниками нежилых помещений под реконструкцию с каппристройками на газоне в безвоздмезднуб вечную собственность ... во времена становления вертикали власти на землю ... возле подъезда моего



04.11.08 bvg



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА









ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 25 сентября 2008 г. по делу N А52-4922/2007















Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.









Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2008 года.









Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от открытого акционерного общества "Планета-центр" Поповой О.А. (доверенность от 22.09.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Планета-центр" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10.04.2008 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 (судьи Журавлев А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.) по делу N А52-4922/2007,















установил:















открытое акционерное общество "Планета-центр" (далее - ОАО "Планета-центр") обратилось в Арбитражный суд Псковской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее - Управление Росрегистрации) и администрации города Великие Луки (далее - Администрация) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования "Город Великие Луки" (далее - МО "Город Великие Луки") на земельный участок площадью 50 000 кв.м с кадастровым номером 60:02:150408:0023, расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Урицкая волость, оздоровительный лагерь "Сокол".









Решением от 10.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2008, в удовлетворении заявленного требования отказано.









В кассационной жалобе ОАО "Планета-центр" просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права.









В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая принятые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу ОАО "Планета-центр" - без удовлетворения.









В судебном заседании представитель ОАО "Планета-центр" поддержал доводы жалобы.









Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.









Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.









Как следует из материалов дела, Управление Росрегистрации 06.03.2007 зарегистрировало право муниципальной собственности МО "Город Великие Луки" на земельный участок площадью 50 000 кв.м с кадастровым номером 60:02:150408:0023, расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Урицкая волость, оздоровительный лагерь "Сокол". В свидетельстве серии 60АЖ N 315257 о государственной регистрации права в качестве основания регистрации указана выписка от 07.02.2007 N 208 из реестра муниципального имущества г. Великие Луки.









Право собственности на земельный участок зарегистрировано Управлением Росрегистрации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что этот участок занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.









ОАО "Планета-центр" оспаривает данную регистрацию по следующим основаниям: при проведении регистрации нарушены требования абзаца 4 пункта 1 статьи 13, статьи 17 и пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в редакции, действовавшей на момент осуществления регистрации; на регистрацию не был представлен кадастровый план земельного участка; представленная для государственной регистрации выписка из реестра муниципального имущества не подтверждает нахождение на земельном участке какого-либо недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), находящегося в собственности МО "Город Великие Луки"; спорный земельный участок с кадастровым номером 60:02:150408:0023 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Планета-центр", что исключает регистрацию прав на него за муниципальным образованием.









Суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне и полно исследовав представленные участвующими в деле лицами доказательства, пришли к выводу о том, что оспариваемая регистрация не нарушает права и законные интересы ОАО "Планета-центр" и отказали в удовлетворении заявления.









В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.









В то же время государственная регистрация, являясь доказательством существования зарегистрированного права, не подменяет собой оснований его возникновения. По смыслу статьи 2 Закона о регистрации зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска к тому лицу, с которым имеется спор по поводу принадлежности недвижимого имущества, а также путем оспаривания правоустанавливающих документов, послуживших основанием для регистрации права, то есть гражданско-правовых оснований, по которым у лица, зарегистрированного правообладателем, возникло конкретное право на недвижимое имущество.









В соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.









Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.









В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.









При государственной регистрации права МО "Город Великие Луки" на названный земельный участок Управление Росрегистрации не выявило каких-либо противоречий между представленными на регистрацию документами, заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на названный объект, не нашло предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, а потому правомерно произвело регистрацию права собственности названного муниципального образования на земельный участок.









Материалами дела подтверждено, что в результате приватизации муниципального предприятия "Планета-центр" (далее - МП "Планета-центр") образовано акционерное общество открытого типа "Планета-центр" (далее - АООТ "Планета-центр"), правопредшественник ОАО "Планета-центр".









Согласно пункту 9 плана приватизации МП "Планета-центр" оздоровительный лагерь "Сокол", расположенный по адресу: Великолукский район, Урицкая волость, не вошел в стоимость объектов, подлежащих приватизации, и был передан на баланс акционерному обществу по договору от 01.12.95 N 3, заключенному с Комитетом по управлению имуществом г. Великие Луки, во временное пользование сроком по 01.12.2005.









Из акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.12.92 (приложение N 9) к плану приватизации МП "Планета-центр" следует, что спорный земельный участок площадью 50 000 кв.м из муниципальной собственности не выбывал.









Решением Арбитражного суда Псковской области от 25.05.2006 по делу N А52-489/2006/2, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 26.07.2006 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2006, признано недействительным распоряжение Администрации от 04.12.2003 N 1025-р "О продаже земельного участка ОАО "Планета-центр", на основании которого Комитет по управлению муниципальным имуществом и защите прав потребителей Великолукского района (продавец) и ОАО "Планета-центр" (покупатель) заключили договор от 09.12.2003 N 7 купли-продажи упомянутого земельного участка. При рассмотрении данного дела тремя судебными инстанциями установлено, что расположенный на спорном земельном участке оздоровительный лагерь "Сокол" остался в муниципальной собственности города Великие Луки.









Поскольку спорный земельный участок занят зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в муниципальной собственности, и ОАО "Планета-центр" не представило доказательства наличия каких-либо прав на участок или расположенные на нем объекты, Управление Росрегистрации правомерно зарегистрировало право муниципальной собственности на этот участок.









Довод ОАО "Планета-центр" о том, что у него как у правопреемника МП "Планета-центр" спорный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, не может служить основанием для признания недействительной регистрации права муниципальной собственности, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования производно от права собственности.









При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели оснований для признания недействительной оспариваемой регистрации права собственности МО "Город Великие Луки" на земельный участок.









Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.









Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа















постановил:















решение Арбитражного суда Псковской области от 10.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008 по делу N А52-4922/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Планета-центр" - без удовлетворения.















Председательствующий









И.Л.ГРАЧЕВА















Судьи









А.В.КАДУЛИН









И.В.СЕРГЕЕВА

























Комментариев нет: